Что может быть лучше, чем бродить по лесам, собирая грибы, встречать зорьку, поджидая дичь, бродить по берегу со спиннингом или сплавляться на плотах по реке?
А кто-то предпочтет отправиться на теплоходе или быстроходном катере на прогулку по Ладожскому или Онежскому озеру, известным не менее, чем прославленный Байкал.
Бесконечный простор озер, островные архипелаги, гранитные валуны, суровая красота Валаама; монастырь на Соловках, ставших символом страдания и духовной стойкости… Все это - Карелия.
Много столетий назад Север Карелии населяли первобытнообщинные племена саамов (лопарей), карелов и вепсов. В конце 1Х века сюда начали проникать славяне, а в Х11 веке русские заселили будущую Керетскую и Кестеньгскую волости, осваивая новые богатые рыбой и зверем территории. Развивалось земледелие. В ХV1 веке ведущим промыслом в Поморье стало солеварение и впервые в истории в это же время упоминается о добыче слюды и жечуга. В ХV1-ХV11 веках именно здесь проходил торговый путь из Поморья в Остербонию (Швеция).
Белое море - естественное чудо на самом севере России. Здесь можно обрести бесконечную гармонию, здесь тишина восхищает, здесь природа в любую погоду завораживает мягкими красками.
Море названо Белым, так как затянутое облаками небо, отражаясь в воде, создает нереальные картины молочно-белой воды с парящими на ней островами и рыбаками. Воздух на Белом море такой, что кажется, его можно зачерпнуть и пить из кружки.
Природа расстилает по всем островам одеяло из мхов, как бы сохраняя редкое летнее тепло всем растениям в этом суровом климате
Маленькая республика на севере огромной страны, уже много лет покоряющая сердца людей своей прозрачной чистой красотой.
А ведь ещё есть водопад Кивач, первый в России курорт «Марциальные воды», тишина лесов, где растёт уникальная карельская береза, завораживающие восходы, закаты над водной гладью, белые ночи, делающие мир похожим на легкую акварель.
«…и не понять
то ли в озеро небо упало,
и не понять
то ли озеро в небе плывет...»
В Карелии отдых и занятие по душе найдет себе практически каждый. Экология края не испорчена выбросами промышленных предприятий, её озера, ручьи, реки полны рыбы, а леса - птиц, зверей.
Можно поселиться маленькой уютной гостинице, пансионате или кемпинге, или просто путешествовать по лесам с палаткой. Можно заниматься виндсерфингом или нырять с аквалангом - перечислить все просто невозможно. Потому что туризм в Карелии окружен заботой. Для его развития созданы все условия. Независимо от того, приедете ли вы столицу Карелии Петрозаводск или другой город.
Каждый, кто посетил этот край, покидает его обновленным, полным сил и впечатлений.
Есть на земле места, которые навсегда остаются у нас на душе приятным воспоминанием. И одно из них - Карелия.
Валаам — скалистый и покрытый лесами архипелаг в северной части Ладожского озера, территорию которого занимает одна из двух существовавших в России "монашеская республика". Постоянное население архипелага — несколько сотен человек, в основном это монахи, рыбаки и лесничие.
Название "Валаам", по всей видимости, восходит к финскому слову Valamaa, что значит "Высокая, горная земля". Происхождение этого названия вполне соответствует облику островов, а русские монахи посчитали его созвучным имени библейского пророка Валаама.
Церковная традиция, основываясь на Житии Авраамия Ростовского, относит его к X или XI веку и называет основателями монастыря Сергия и Германа, позже причисленных к лику святых.
Расположен монастырь был очень удачно, на острове, вдали от больших русских городов, но один недостаток в его расположении был — слишком близко находилась Швеция, которая постоянно воевала с Россией. Эти войны задевали и архипелаг. Так, в 1578 году шведы напали на монастырь и убили 34 человека (18 монахов и 16 послушников); в 1581 году здесь была эпидемия чумы, а на следующий год шведы полностью сожгли монастырь, так что часть монахов была вынуждена перейти в скиты, а другая переселилась в Антониево-Дымский монастырь. По Столбовскому мирному договору Россия уступила Швеции Карелию и Ингермандандию. Тем самым Валаам перешел в шведское владение почти на сто лет. Все это время временным местом обитания валаамских монахов служил Васильевский монастырь около Старой Ладоги, а мощи Сергия и Германа оставались на острове. Только в 1715 году, сразу после того, как архипелаг был отвоеван у Швеции, по личному указу Петра Первого Валаамский монастырь был возобновлен. Первые здания были деревянными, но в 1754 году все они сгорели. Елизавета Петровна выделила деньги на новое строительство, снова деревянное. В это время монастырь пришел в полный упадок, в какой-то момент там жили всего одиннадцать монахов.
Ситуация существенно изменилась в 1782 году, когда игуменом монастыря был назначен монах Саровской пустыни Назарий. При нем началось каменное строительство, монастырь включили в число штатных, был утвержден монастырский устав, а число монахов увеличилось до тридцати. С 1801 года игуменом был Иннокентий, введено новое правило, по которому игумены назначались из числа монахов монастыря, а в 1819 году монастырь впервые посетил царь — Александр Первый. К 1811 году весь монастырь стал каменным, а в 1820 году появилось Валаамское подворье в Петербурге. Иннокентий умер в 1823 году, а в 1839 году на сорок два года настоятелем монастыря стал самый знаменитый впоследствии игумен Дамаскин (в миру Дамиан Кононов). Он привел в порядок монастырское хозяйство, пригласил на архипелаг петербургского архитектора Алексея Максимовича Горностаева, который и построил большую чась сохранившихся до нашего времени зданий, ужесточил монастырский устав, запретив, например, переселяться монахам с Валаама на материк, и довел Валаамский монастырь до положения одного из самых значимых российских монастырей. Этому способствовал также и визит на архипелаг Александра Второго со всей семьей.
В 1917 году монастырь оказался на территории Финляндии и, тем самым, избежал разорения большевиками. Зато финское руководство рассматривало оказавшийся на границе архипелаг как важный стратегический объект и начало военное строительство. К тому же монастырь перешел в подчинение Финской православной церкви, что привело к конфликтам: например, за отказ признать грегорианский календарь из монастыря были в 1920-е годы исключены 42 монаха, часть из которых отправились в СССР. С 1925 года начались службы на финском языке. В финскую войну 1939—1940 монастырь несколько раз бомбили, а 13 марта 1940 года был заключен мирный договор, по которому жителям переходящих к СССР территорий (включая и Валаам) давали несколько дней на эвакуацию в Финляндию. Все монахи, забрав движимое монастырское имущество, в том числе библиотеку, были эвакуированы вглубь Финляндии, где они основали и поныне существующий Новый Валаамский монастырь. С 1945 по 1957 год он был в подчинении Русской православной церкви, затем вернулся в подчинение Финской православной, а монахам в 1957 году разрешили вернуться в СССР. Семь монахов воспользовались этой возможностью и перешли в Псково-Печерский монастырь, остальные остались в Новом Валааме. Сейчас там нет русских монахов, службы по-русски прекратились с 1977. На Валааме же старом была устроена школа боцманов, затем, после войны, дом престарелых. За это время погибла большая часть деревянных строений Валаама. В 1989 году монастырь был возобновлен, и к настоящему времени в его ведение перешла большая часть архипелага.
Зачем ехать на Валаам:
1. "Северный Афон" — монашеская республика со своей иерархией и своими законами, возродившаяся в 1990-е годы практически в первоначальном облике.
2. Архитектурные памятники Валаамского монастыря: Спасо-Преображенский монастырь и многочисленные разбросанные по архипелагу скиты (Белый, Красный, Желтый, Никольский и другие), часовни и кресты, многие из которых являются великолепными образцами ландшафтной архитектуры.
3. Бесподобная природа Валаамского архипелага — своеобразная "квинтэссенция" природы Южной Карелии.
4. Сооружения линии Маннергейма на юге острова.
5. Возможность проплыть по Ладожскому озеру.
Современный Валаам — почти полноценное монашеское государство, где нет разве что своей валюты, да таможню, бывшую здесь до Революции, так и не восстановили. "Столица" монашеской страны — Спасо-Преображенский монастырь, расположен на севере острова, около Монастырской бухты. На входе в бухту, на одноименном островке, находится Никольский скит, а за бухтой лежит остров Скитский, где расположен Белый скит. Другой исторический центр Валаама находится на западном берегу острова, в Большой Никоновской бухте, где расположены Красный скит и пристань для крупных судов. Между Монастырской и Большой Никоновской бухтами проходит так называемая Главная Монастырская Дорога длиной 6 километров, не асфальтированная, но довольно укатанная. Вдоль этой дороги, хотя и не прямо на ней, расположены Желтый скит и гора Елеон, а на самой дороге есть активное движение автотранспорта, и возможно перемещение автостопом. Весь архипелаг пересечен тропами и мелкими дорогами, и в лесах южной части острова разбросаны многочисленные кресты и часовни, метеостанция, воинская часть.
В целом, как сказано выше, Валаам — одна из четырех существующих в мире "монашеских республик" (две такие республики находятся в Греции — Афон и Метеора, две в России — Валаам и Соловки), и, в отличие от Соловецкого архипелага, где хозяином является музей-заповедник, на Валааме монашеские традиции возродились почти в полной мере. Все скиты здесь действуют, монастырь выполняет на островах и административные функции, а подавляющее большинство посетителей Валаама — паломники. В то же время монахи — не единственные жители Валаама. Здесь имеется несколько рыбацких деревень, но монахи и "мирские" живут изолированно друг от друга, и давно уже ходят разговоры о том, чтобы выселить всех мирских с архипелага на Большую Землю и закрыть свободный въезд на острова, оставив такую возможность лишь паломникам и организованным туристам. Вообще, недоброжелательность валаамских монахов отмечает едва ли не каждый побывавший на островах.
Архитектурное наследие Валаама почти полностью относится ко второй половине XIX века, когда архипелагом правил отец Дамаскин. На островах был даже собственный архитектор — Алексей Максимович Горностаев, большинство его построек можно считать выдающимися, в то время как более поздние — откровенно неудачными. Но и те, и другие являются великолепными образцами ландшафтной архитектуры, и органично сочетаются с природой архипелага.
Спасо-Преображенский монастырь
"Столица" архипелага располагается на севере острова Валаам, на берегу Монастырской бухты, и ее центром служит нависающий над бухтой Спасо-Преображенский собор, трехъярусная колокольня которого видна с Ладожского озера за десятки километров. Монастырь стоит на довольно высоком холме, к которому ведет лестница, а у подножья холма расположена монастырская слободка — целый городок жилых и хозяйственных построек. У самой пристани стоит довольно примитивная краснокирпичная часовня — таких часовен, без западной, южной и северной стен, с крышей, опирающейся на четыре колонны, и одной иконой на восточной стене, по всему архипелагу множество. Другая часовня, уже белая, стоит напротив, через дорогу. Большое белое здание, сразу останавливающее на себе взгляд — это каретно-конюшенный дом, построенный в XVIII веке, раньше большинства соборов. Рядом можно увидеть и саму карету с запряженной в нее лошадью. На карете написано "такси", но она стоит тут сутками напролет, так как аренда этой кареты — 1000 рублей в час. Так же здесь расположены обнесенные оградой монастырские сад и огород. Однако это — только подмонастырская слобода, сам же монастырь расположен наверху, к нему необходимо подниматься по лестнице, с которой вы увидите белую часовню во имя иконы Знамения Божьей Матери (1856 год), установленную в честь приезда Александра Второго — также типичную для архипелага.
Монастырь представляет собой два замкнутых каре жилых и хозяйственных построек, внутри которых находится собор. Во внешнем каре живут мирские (впрочем, очень христианского вида), внутреннее полностью принадлежит монахам, и вход в его двор, к подножью собора, возможен лишь с экскурсией (причем на входе Вас проверит не монах, а сотрудник службы безопасности в черном смокинге) Фотографировать на территории монастыря запрещено.
Спасо-Преображенский собор, возведенный в нынешнем виде в 1896 году (псевдовизантийский стиль, архитектор Горностаев) — один из самых грандиозных соборов в России. Архитектурная композиция этого храма довольно обычна, но использованные при его строительстве приемы очень оригинальны. Удивляет расцветка собора: гладкие, нежно-голубые сферические главы и шпиль колокольни, белые стены в верхней части храма, и ярко-красные в нижней. Причем граница между белым и красным проведена на такой высоте, что при взгляде с внешней стороны монастырских ворот собор кажется белоснежным, но стоит пройти во внутренний двор, как обнаруживается, что он на самом деле красный. Интересна трехъярусная колокольня с остроконечным шпилем, и как бы двухэтажной главкой, а также крестами на стенах. В облике Спасо-Преображенского собора очень много греческих мотивов, что вполне соответствует роли Северного Афона. Внутри собор двухэтажный, но верхний храм открыт только для монахов. Нижний же, низкий и темный, примечателен тем, что в его вестибюле можно услышать записи хора валаамских иноков, и купить кассету — этот хор очень красив и разительно не похож на распространенную по всей России церковную музыку. Во дворе вокруг собора монахами высажены настоящие черные тюльпаны.
Также в окрестностях монастыря располагается старое монастырское кладбище, существующее с XVIII века, и менее крупное, но более интересное Игуменское кладбище с краснокирпичной церковью Преподобных Отцов и могилой игумена Дамаскина.
Скиты Валаама
Если Спасо-Преображенский монастырь — столица Валаама, то скиты выполняют роль "областных центров". Таких скитов, "филиалов" монастыря, по всему архипелагу около десятка. Здесь мы рассмотрим наиболее привлекательные для путешественника скиты Валаама.
Никольский скит располагается на Никольском острове (полтора километра от монастыря) у самого входа в Монастырскую бухту, и этот скит — первое, что видит путешественник, прибывающий на Валаам со стороны Сортавалы. Из-за своего положения Никольский скит — едва ли не самый эффектный на архипелаге: он представляет собой одиноко стоящую шатровую Никольскую церковь на небольшом островке, и сочетание церкви и островка невероятно органичное — они смотрятся как единое целое. Скит был возведен в 1856 году, и изначально в нем жило двенадцать монахов. Помимо церкви, в его ансамбль входят небольшой братский корпус и Таможня, на которой до революции досматривали паломников (запрещался ввоз табака, алкоголя и некоторых других продуктов). Интересна сама по себе дорога к Никольскому скиту от монастыря: нужно пройти монастырь насквозь, дальше по тропе сквозь лес, мимо впечатляющих скал, поросших сосной, через рыбацкие деревеньки, мало изменившиеся с финских времен, а потом и вовсе по деревянным мостикам с островка на островок, так что под ногами видны подводные камни, а совсем рядом — бесконечное, уходящее к горизонту Ладожское озеро.
Белый скит (Скит Всех Святых) расположен в глубине острова Скитский (три километра от монастыря) и является самым большим, красивым и строгим скитом Валаама. Посетить его возможно лишь с благословения настоятеля, поэтому если Вы не православный паломник, от идеи побывать там лучше отказаться. Но если Вы все-таки решили рискнуть, то катера к пристани на острове Скитском периодически отправляются из Монастырской бухты. Можно также пройти к скиту по мосту с острова Валаам. Белый скит, который населяли до 20 монахов, и в котором было запрещено есть мясо, рыбу, молочные продукты, в отличие от других скитов, имеет высокую ограду с угловыми башнями, довольно крупный келейный корпус, а сама церковь Всех Святых отличается уникальной композицией: перед Горностаевым стояла задача выстроить пятиглавый храм крайне ограниченного объема, но он нашел решение — непосредственно над храмом располагается лишь центральная глава, боковые же стоят на пристроенных башнях. Недалеко от Белого скита, на мысу, находится Смоленский скит, от которого осталась одна-единственная Смоленская церковь в аварийном состоянии.
Желтый (Гефсиманский) скит находится у Главной Монастырской дороги в пяти километрах от монастыря. Этот скит появился на Валааме после того, как отец Маврикий привез из Иерусалима частицу Гроба Господня, после чего на карте Валаама появились библейские названия: Лещевое озеро стало Мертвым морем, протока, ведущая из него в Ладогу, получила название Иордан, а скалистая гряда у Малой Никоновской бухты стала горой Елеон, у подножья которой возник, соответственно, Гефсиманский сад. Желтый скит, возведенный в 1906 году, уникален для Валаама тем, что он полностью деревянный, и его постройки (церковь и жилой корпус в стиле "дерево под камень") созданы в едином стиле и цветовой гамме. От скита по извилистой тропе можно подняться к горе Елеон, на вершине которой стоит выполненная в том же стиле Вознесенская часовня — весьма неказистая, но прекрасно вписанная в ландшафт. Она стоит на краю отвесной скалы, у подножья которой заканчивается Малая Никоновская бухта — узкая, но очень живописная, лезвием вдающаяся в берег острова Валаам. На берегу бухты, у подножья скалы, стоит каменный крест, который можно увидеть с дороги, но подойти к нему нельзя из-за угрозы обвалов.
Красный (Воскресенский) скит расположен в 6.5 километрах от монастыря, над Большой Никоновской бухтой. Этот скит отличается размером, но его краснокирпичные постройки, возведенные в 1901—1906 годах — пожалуй, самые некрасивые на всем Валааме. Воскресенская церковь двухэтажная, и в нижнем храме находится "кувуклия" — скальный грот, в котором хранится частица Гроба Господня. От скита открывается вид на Большую Никоновскую бухту, считающуюся красивейшим местом Валаама, округлую и отделенную от озера узкими "воротами".
Предтеченский скит на полностью изолированном острове Предтеченском в пяти километрах от монастыря — один из самых строгих, где, по выражению Лескова, "вечный пост, молчание и молитва". В ските находится деревянная церковь, перенесенная сюда из Старой Ладоги (церковь построили сами монахи в XVII веке, в годы изгнания). Попасть в скит можно на теплоходе, который каждые два часа совершает получасовой рейс между Монастырской и Большой Никоновской бухтами.
Также на Валааме имеются Коневский (напротив Скитского острова, практически полностью разрушен и восстановлен), Александро-Свирский (на острове Святом к востоку от Валаама, ранее был известен деревянной церковью, сгоревшей в 1998 году) Ильинский (на острове Лембос, соседним со Святым), и Авраамиево-Ростовский (на Емельяновском острове у южной оконечности архипелага, разрушен) скиты.
Линия Маннергейма
Валаамские укрепления, построенные в финский период, предназначались для прикрытия линии Маннергейма со стороны Ладожского озера. В настоящее время на южной оконечности острова Валаам уцелели заброшенные доты (один из них, самый впечатляющий — укрепленная точка около метеостанции), а также башня наведения на острове Оборонный.
Природа Валаама
Но едва ли не больше, чем архитектура монастыря и скитов впечатляет природа Валаама. Не зря Валаам среди объектов, ожидающих включения в список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО классифицирован как "смешанный природно-культурный объект". Природа Валаама — это своеобразная "квинтэссенция" природы Карелии. Здесь эта природа более первозданная, более девственная, и в то же время более ухоженная. Основание этой природы — скалы. Валаамский архипелаг исключительно скалист, и отвесные серые обрывы тянутся в основном вдоль берега, а сосны растут, порой кажется, на голых камнях. Сам же лес Валаама — один из лучших лесов мира, и в то же время типичный для всей Карелии. Валаамские монахи никогда не рубили деревья, а для своих нужд использовали только те, что были повалены ветром, поэтому сосняки, покрывающие Валаам, сохранились почти в первоначальном облике. Возраст многих сосен достигает трехсот лет, сами же сосны огромной высоты. Впрочем, не меньше, чем старые деревья в глубине острова, впечатляют молодые, тонкие и развесистые сосны, растущие у берега, на фоне бескрайней синевы Ладожского озера — настоящий символ Карелии. Помимо сосен, на Валааме распространены дубы и кедры, встречаются и многие другие деревья, привезенные сюда монахами из разных мест России. В последние десятилетия по всему Валааму появился еловый подрост, который угрожает соснякам — через несколько десятилетий весь архипелаг может зарасти елью. На острове Валаам есть несколько внутренних озер. На архипелаге сохранились мегалитические памятники неизвестного возраста и происхождения: каменные кладки и каменные дороги длиной по нескольку десятков метров, начинающиеся в лесу у берега и уходящие в воду — все они находятся в дальней части архипелага и очень труднодоступны. Что касается фауны, то самое распространенное животное Валаама — лось. Лосей здесь стало так много, что им не хватает корма, и порой взрослых лосей можно увидеть даже на Главной Монастырской Дороге. Кроме того, стоит иметь в виду, что на Валааме водятся змеи, поэтому если вы намерены углубляться в лес, лучше не надевать тапочки и шорты.
Наиболее красивые места архипелага — уже описанные выше Монастырская, Большая Никоновская и Малая Никоновская бухты. Немалую роль в красоте валаамской природы играет и климат островов, более мягкий и солнечный, благодаря Ладожскому озеру. Нередко в то время как берег затянут тучами, над Валаамом светит яркое солнце, а оттого возвращение с Валаама в Сортавалу или Приозерск сродни возвращению на грешную Землю…
Соловки
Соловецкий архипелаг состоит из шести островов (Соловецкий, Анзерский, Большой и Малый Муксалама, Большой и Малый Заяцкий). Самый крупный из них - остров Соловецкий. длина которого 24,7 км, ширина 15,8 км.
Береговая линия островов сильно изрезана, много заливов и мысов. Высшая точка на Соловецком острове - гора Секирная. Высшая точка всего архипелага расположена на острове Анзерском - гора Голгофа. Климат на островах влажный, прохладный. Зима длится 7-8 месяцев. В июле в час ночи здесь бывает так светло, что можно читать газету: на западе отражаются тучи заходящего солнца, а одновременно на востоке уже появляется румянец восхода. Середина неба, лес, здания залиты матовым серебристым светом.
Растительность островов разнообразна и великолепна. Леса - сосновые с примесью березы, богаты дичью. Болота занимают значительную территорию островов и представляют озера в поздней стадии зарастания.
В морских заливах вода чиста и прозрачна, и видно, как на глубине нескольких метров медленно и плавно колышутся большие листья ламинарии (морской капусты), и буквально всё дно заливов усеяно водорослями анфельциями (из них вырабатывают вещество агар-агар).
Озер на Соловецких островах насчитывается около 500. Наиболее красивое из них - озеро Святое. 54 внутренних озера Соловецкого острова соединены в единую систему каналами. Святое озеро является конечным пунктом этой системы.
Туристы, направляющиеся на Соловецкие острова, еще издалека видят Соловецкий монастырь (кремль), архитектурный ансамбль которого поражает своей грандиозностью, величественностью и легкостью композиции. Это - северная сказка, поднимающаяся из волн северного моря.
Первое поселение на ранее пустынном Соловецком острове, около горы Секирной основали в 1429 г. иноки Валаамского монастыря Савватий и Герман. В 1429 г. инок Зосима поставил первую деревянную церковь Преображения и этим положил начало Соловецкому монастырю. Монастырь оградили стенами, имеющими форму пятиугольника, вытянутого с севера на юг. Деревянные постройки монастыря несколько раз уничтожались пожарами. Успенская церковь (1552-1557 гг.) с примыкающей к ней келарской и трапезной - первенец каменного строительства в Соловецком монастыре, вместе с преображенским собором (1558-1566 гг.) является выдающимся памятником древнерусского зодчества. Трапезная палата производит ошеломляющее впечатление. Колоссальный, почти квадратный зал (около 482 кв.м.) перекрыт высоким (до 6 м.) сводом, который опирается на мощный центральный столб диаметром 3,9 м.
С 1584 по 1594 г. по указу Федора Ивановича осуществлено строительство каменной крепости вокруг Соловецкого монастыря. Её считают чудом строительного искусства. Стены монастыря строились по "начертанию" монаха Трифона из валунов, вес некоторых из них достигал 7 и более тонн. "Цементом" служили известь и яйца птиц. Общая длина стен кремля с башнями 1084 м. Число башен - 6. Глубина фундамента под стенами 2,5 м, высота стен над землей 8-11м, толщина стен внизу 6 м. Могучие стены крепости с боевой галереей выдвинутыми вперед для ведения боевого огня шестью башнями были бы практически неприступными оборонительным сооружением. В то же время, при всей своей громадности, они поражают изяществом, точностью пропорций и художественным вкусом их строителей. Самая большая башня - Корожная, с подземной тюрьмой, называемой "каменный мешок". Во дворе монастыря сохранились хлебопекарни, подвалы, где хранились боеприпасы, и несколько тюремных помещений.
Ансамбль Соловецкого кремля складывался на протяжении нескольких столетий. В него вошли одноглавая надвратная Благовещенская церковь (1596-1601 гг.), Казначейкая палата (1619 г.), великолепные здания палат Портной и Чоботной (1615 - 1642 гг.), колокольня (1777 г.), чудесная галерея, соединяющая в единый комплекс церковные здания кремля. Но все эти здания 17 и 18 веков уступают сооружениям 16 в, которые вместе с крепостными стенами являются шедеврами древнерусского зодчества. Несмотря на свою древность, Соловецкий монастырь прекрасно сохранился. Стены его не тронули ни время, ни бури, ни нашествия врагов.
Огромные труд вложен в строительство Соловецкой обители. В конце 16 в. монастырь был центром обороны Поморья от агрессии с запада. К 17 в. Соловецкий монастырь превратился в крупный экономический и культурный центр всего Русского Поморья. Монастырь владел огромной территорией с сотнями деревень по северному и западному побережьям Белого моря, богатейшими морскими угодьями, соляными и морскими промыслами. Богатства Соловецкого монастыря умножались из года в год, его известность распространилась по всей России. Соловецкий монастырь сыграл большую роль в освоении всего северного края России. Его неоднократно посещал Петр I.
Недалеко от Соловецкого кремля находится питомник с породами деревьев, не произраставших ранее на острове, завезенных сюда с разных концов России и посаженных монахами. В окрестностях монастыря растет лес, в котором много черники, а в августе цветут фиалки.
От монастыря в разных направлениях, через леса мимо удивительных по красоте озер, к морю ведут хорошие дороги. В 12 км северо-западнее Соловецкого монастыря, на вершине г. Секирной, находится двухэтажный Секиро-Вознесенский скит (1860 г.). В 1867 г. на колокольне этого скита был построен маяк высотой 410 футов, вот уже более 100 лет светит на десятки километров огонь соловецкого маяка.
В 2 км от г. Секирной - старинная церковь Савватиева пустынь.
Хорошая дорога приведет в Горки - бывшее имение настоятеля Соловецкого монастыря (в 4 км от кремля).
На остров Анзерский, живописный и разнообразный по природным условиям, можно добраться на лодке из поселка Ребалда. На острове сохранилось несколько скитов. По архитектуре они ничем не примечательны и представляют лишь исторический интерес. На высоком месте острова, среди лугов, стоит хорошо сохранившийся Анзерский скит. Это обширное каменное здание с кельями и колокольнями. С колоколен открываются красивые виды на море и острова. В 4 км от Анзерского скита находится скит г. Голгофа, служивший пристанищем престарелым монахам, уходившим сюда умирать. На склоне горы Голгофа сохранилась деревянная церковь (1712 г.), основанная духовником семьи Петра I, бывшим здесь в ссылке.
Залесенный и гористый остров Бол. Муксалама соединен с Соловецким островом могучей каменной дамбой. Дамбу построили монахи Соловецкого монастыря более 200 лет назад из больших валунов. Она образует в море двухкилометровую каменную "змейку". На дамбе тихо, тишину нарушают только чайки да плеск моря.
Глубокое заблуждение думать, что достопримечательности Соловецких островов - это только кремль. Только проплыв по системе таинственных каналов между озерами на острове Соловецком, посетив Исаково и Савватиево, совершив экскурсию на знаменитую Муксаламскую дамбу, на Заяцкие острова и остров Анзерский, можно считать, что вы увидели Соловецкие острова
Кижи
Маленький остров Кижи расположен на севере сурового Онежского озера среди живописных Кижских шхер. Его название напоминает нам о забытых старинных обрядах (в переводе с карельского слово "кижат" означает "игрища"). Предками кижан были русские переселенцы из Новгорода. В 10-11 веках они начали осваивать северные края, заселенные финно-угорскими племенами. Переселенцы распахивали каменистую землю, обзаводились скотом, ловили рыбу, охотились на пушного зверя в дремучих лесах.
После присоединения Новгорода к Московскому государству (1478 г.) деревни, расположенные на кижской земле и в округе были "отписаны на государя".
Впервые Спасский погост в Кижах упоминается в исторических источниках 1496 года. Это был общественный центр крупного территориально-административного округа. Здесь же на острове стояли и культовые строения, но в 1697 году эти церкви сгорели от удара молнии во время сильной грозы.
Восстановление Кижского погоста началось сразу же после пожара. Первой была поставлена Покровская (зимняя) церковь, претерпевшая на своем веку множество переделок и получившая свое завершение к середине 18 века. Первенство сразу уверенно и навсегда утвердила своим появлением в 1714 году двадцатидвухглавая церковь Преображения.
Третье сооружение, которое придает Кижскому комплексу равновесие и завершенность, - стройная колокольня. Она срублена в 1862 году на месте своей предшественницы, разобранной из-за ветхости. Нынешний облик колокольня обрела в 1874 году.
В памятниках архитектуры Кижского ансамбля с наибольшей полнотой воплотились лучшие традиции русских плотников, крестьянский идеал красоты, рожденный в повседневном труде, в постоянной связи с полем, лесом, озером, родной избой.
Множество непосильных тягот вынесли на своих плечах жители обонежских погостов. В середине 17 века правительство возложило на крестьян охрану разоренных шведской интервенцией северных порубежных деревень. Кижский земледелец стал "пашенным солдатом". Тысячи местных крестьян погибли в битвах с иноземцами, отстаивая свои каменистые нивы. Тревожным набатом зазвучали церковные колокола во время Кижского восстания 1769-1771 годов: кижане стали зачинщиками крупнейшего в истории Карелии крестьянского выступления, в котором участвовали русские, карелы, вепсы. Только с помощью оружия правительству Екатерины II удалось подавить восстание.
В 1966 году на кижской земле был открыт Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник. Вся территория острова отдана музею под открытым небом. Сюда свозятся часовни, дома, бани, амбары, риги из различных районов Карелии. Создаются комплексы крестьянских усадеб и даже целых деревень. Любой крестьянский дом в Кижах напоминает о том, что каждая вещь, сделанная руками крестьян, не только полезна, но и красива.
Многотрудная жизнь крестьянина и постоянное стремление его к красоте оставили отпечаток на внутренней обстановке домов, где примитивные орудия труда соседствуют с великолепными образами народного творчества.
В Кижах находится древнейшее деревянное культовое сооружение - церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря на юго-восточном берегу Онежского озера, являющаяся символом основ русского деревянного зодчества. На своих родных местах стоят часовни "кижского" ожерелья - так поэтично названы небольшие часовни в деревнях, живописно раскинувшихся вокруг острова, - Корбе, Подъельниках, Волкострове, Воробьях, Еглово. Часовни тесно связаны с пейзажем: одни из них сливаются с древнейшими языческими рощами, другие являются центром деревни, третьи - своеобразными маяками на берегу озера.
В последние годы в музее проводятся фольклорные праздники и Дни ремесел, где посетитель непосредственно соприкасается с традициями живого народного искусства.
|