Золотое кольцо России – это один из самых популярных туристических маршрутов, который объединяет древние города Центральной России: Москва, Владимир, Суздаль, Кострома, Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Сергиев-Посад. Все они, соединяясь дорогами, выстраивают символический круг, в котором каждый город блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры. Люди и города, история и культура – все тесно переплетено. Лучшая возможность познать истинную Россию - это проехать по «Золотому кольцу».
Село Кидекша
(ударение на первый слог) расположено во Владимирской области, примерно в 5 километрах к востоку от Суздаля у места впадения реки Каменки в Нерль. Строительство княжеского городка связано со стремлением князя контролировать речной торговый путь из Суздаля. Выбор места был сделан не случайно. По преданию именно на месте княжеского замка когда-то было становище святых князей Бориса и Глеба первую белокаменную постройку северо-восточной Руси (1152, перестроена в XVIII веке, фрески XII века), на пути их следования из Ростова и Мурома в Киев. В Кидекше князем Юрием в 1152 г. была построена церковь Бориса и Глеба. Здесь погребены сын Юрия Долгорукого Борис, его жена и дочь. Храм покоряет силой и простотой. Величаво стоит он на крутом берегу Нерли. В селе сохранился также архитектурный ансамбль XII–XVIII веков: кубический одноглавый трёхапсидный храм, монументальный крепостной облик которого ещё близок сооружениям Новгорода и Пскова – а также памятники, характерные для суздальского зодчества: Святые ворота (конец XVII–начало XVIII веков), церковь Стефана (1780), шатровую колокольню (XVIII век). Церковь Бориса и Глеба с 1992 года является составной частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, наряду с белокаменными памятниками Владимира и Суздаля. Во времена оны Кидекша - княжеская резиденция Юрия Долгорукого. В наши дни - маленькая деревушка с мировым именем.
Кострома
была основана в 1152 г. Юрием Долгоруким во время его военного похода в земли казанских болгар.Из источников явствует, что "были в этом месте леса непроходимые, дремучие дебри", а скрывались здесь разбойники, от которых "и совсем проезду не было". Юрий Долгорукий "морем пламенным" расправился с разбойниками. А на выжженной земле появился город Кострома.
Существует несколько толкований названия города. Одни исследователи считают, что в основе названия лежит финское слово "кострум" - "крепость" (когда-то здесь жили финно-угорские племена). По другой версии название связывают с языческим обрядом. "Костромой" назывался в этих местах праздник, напоминающий масленицу. Во времена татаро-монгольских нашествий город был разорен и сожжен. В 1272 г. костромичи разбили отряд татарских сборщиков дани у Святого озера, и татары были сброшены в воду. Разорение претерпел город в период борьбы Москвы и Твери за великое княжение. В XV веке Кострома трижды опустошалась пожарами.
С периодом "смутного времени" связана история подвига Ивана Сусанина. В 1613 г. в Ипатьевском монастыре находился Михаил Романов, скрываясь от поляков. Иван Сусанин спас новую династию, заманив поляков в чащу.XVII век - расцвет Костромы, превратившейся в богатый купеческий и ремесленный город. Особенным мастерством славились строители, иконописцы, кожевенники, кузнецы, серебренники, холщевники. Костромские кожевенные изделия известны были за границей. Славилось костромское мыло, по всей стране расходились костромские весы, замки, холсты.
Во второй половине XVIII века в жизни города происходят перемены. В 1773 г. во время пожара сгорели все деревянные постройки в кремле, пострадала и значительная часть посада. Вскоре был утвержден генеральный план перестройки города. Существует легенда, что Екатерина II на вопрос, какой бы она хотела видеть Кострому, развернула свой веер. Кострома действительно спланирована по веерной системе. Центр города образовала обращенная к Волге площадь, к которой сходились улицы радиальных направлений.В 1778 г. Кострома стала столицей губернии. В связи с этим началось строительство новых административных зданий, формирующих застройку центральной площади города.
Ипатьевский монастырь
Ипатьев Троицкий монастырь основал в 1330 г. татарский князь Чет, предок Годуновых. Князь Чет принял крещение по случаю. Проезжая в Москву через костромские земли, Чет тяжело заболел. Находясь при смерти, татарский князь удостоился чудесного явления. Чет узрел Пресвятую Богородицу с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским. Усердно помолившись, князь получил исцеление, и тогда же построил каменную церковь Живоначальной Троицы с приделами апостола Филиппа и святого Ипатия. В церкви Чет поместил икону, изображавшую его видение. В монастыре погребены основатель его Чет и Иван Сусанин, отдавший жизнь за царя. В стенах монастыря находится Костромской объединенный историко-архитектурный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь". Среди архитектурных достопримечательностей на первом месте стоит большой 4-х столпный 5-главый Троицкий собор, окруженный нарядными галереями. Первое каменное здание постройки 1558 г. рухнуло в 1649 г. от взрыва своего порохового погреба, и в 1652 г. было воздвигнуто новое, которое Вы можете увидеть сейчас. Его основные элементы - кубический подъем на подклете, увенчанный пятью главами на барабанах, - характерны для храмовой архитектуры 17 в. В подклете Троицкого собора находятся усыпальницы Годуновых, в том числе отца и матери царя Бориса. Резной золоченый иконостас собора и роспись его стен (костромскими мастерами во главе с Никитиным и Саавиным) представляют собой истинные шедевры русского изобразительного искусства того времени. Наряду с библейскими сюжетами в росписи присутствуют изображения исторических лиц, в частности Михаила Романова, который именно здесь был "венчан на царство". В интерьере собора - фрески (1685), многоярусный резной барочный иконостас (1756-58), иконы 17-18 вв., железные двери северных, западных, южных порталов, обитые тонкой медью и расписанные золотом, конца 16 в., надпрестольная резная сень, ( 17 в.). В ризнице собора, в экспозиции музея-заповедника, - иконы 16-17 вв., древнерусское лицевое шитье 16-17 вв., рукописные книги с миниатюрами 16-17 вв., произведения ювелирного искусства и металлопластики 15-17 вв. Звонница Троицкого собора древнее основного здания: она построена в 1603 - 1605 гг. Самый большой из её колоколов, подаренный матерью Бориса Годунова, весил 10 т. При Петре I часть колоколов пошла на переплавку для военных нужд. Иван Осипович Сусанин, крестьянин Костромского уезда, прославился тем, что зимой 1613 года, спасая царя Михаила Романова, завел отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был замучен поляками. Подвигу Сусанина М.И. Глинка посвятил оперу "Жизнь за царя". Польско-литовские полки захватили город, и в 1609 году на улицах Костромы развернулись ожесточенные побоища. В 1613 г. в Ипатьевском монастыре находился Михаил Романов, скрываясь от поляков. Тогда и совершил свой подвиг Иван Сусанин. Находясь в Ипатьевском монастыре, 14 марта 1613 года боярин Михаил Федорович Романов дал согласие Великому Земскому Собору короноваться на Царский престол. В середине 1619 года Самодержец прибыл в Кострому, чтобы почтить места, где была сохранена его жизнь и совершилось избрание на царство. Сегодня Кострома - областной центр. Здесь развита лесообрабатывающая и металлургическая промышленности, а также производство льняных изделий. В городе имеется университет, высшее военное училище, сельскохозяйственная академия, технологический институт, духовная школа. Кострома по сей день сохраняет очарование русского купеческого города.
Ярославль
С высокого обрывистого мыса на правобережье Волги, у места слияния с ней реки Которосли, открывается великолепный вид на необъятные дали Заволжья, оживленные серебристой лентой реки, на панораму города, украшенной цепью древних величественных храмов. Здесь, на Стрелке, начиналась многовековая история Ярославля - одного из древнейших русских городов.В период образования Киевского государства на этом месте уже стояло древнее языческое святилище и был расположен поселок потомков угро-финских племен, смешавшихся с пришлым славянским населением. Легенды называют это селище «Медвежьим углом». В начале XIII в. Ярославль разросся далеко за пределы существовавшей тогда небольшой крепости. Западные подступы к городу охранял Спасский монастырь, расположенный у главной переправы через Которосль. С севера его защищал Петровский монастырь, возникший в начале XIII в. в полутора километрах от кремля вверх по течению Волги. В дальнейшем застройка Ярославля развивалась в пределах треугольника между кремлем, Спасским и Петровским монастырями. Впоследствии этот участок стал основной территорией городского посада.
Спасский монастырь
Среди сооружений Спасского монастыря центральное место занимает древнейшее здание современного Ярославля – Спасо-Преображенский собор. Он возведен в 1505-1516 гг. на фундаментах первоначальной постройки 1216-1224 гг. столичными мастерами великого князя Василия III.
При князе Константине Всеволодовиче, библиофиле и покровителе искусств, кого летописец назвал «вторым Соломоном», Спасский монастырь стал крупнейшим культурным центром края. В 1212 г. здесь было открыто первое на северо-востоке Руси училище, через два года переведенное в Ростов Великий. По преданию, в монастырской библиотеке, где велась переписка книг, хранилось большое собрание русских и греческих рукописей. Здесь могло быть создано и сохранившееся доныне Спасское евангелие первой половины XIII в. В числе основных художественных богатств Ярославля стенописи его древних храмов. Ни один русский город не имеет такого количества прекрасных произведений средневековых монументалистов. Как свитки огромных расцвеченных папирусов, разворачиваются на церковных стенах библейские и евангельские легенды, трактуемые как живописные жанровые сцены. Святые ворота
1516 г. - первая по времени и наиболее мощная каменная крепостная башня Спасского монастыря, служившая главным парадным въездом на его территорию. Вертикаль ее дозорной вышки была видна издалека со стороны московской дороги. Мощные глухие стены предвратного укрепления – «захаба» - господствовали над переправой и держали под контролем путь к ярославскому посаду и кремлю.В 1621 г. над воротами была построена небольшая церковь, увенчанная каменным шатром и окруженная галерей, частично сохранившейся со строны монастырского двора. Своеобразный, сложный по композиции и разновременный комплекс Святых ворот дошел до наших дней лишь фрагментарно, без завершения. Тем не менее он представляет большой интерес как древнейшее каменной фортификационное сооружение в Ярославле и единственный свидетель успешной двадцатичетырехдневной оброны Спасского монастыря против отрядов «тушинцев» в 1609 г. – одного из важных событий в истории не только самого монастыря, но и города. Сегодня улицы, площади и набережные Ярославля - это своеобразный музей, «экспонаты» которого - великолепные архитектурные сооружения - поставлены планировкой XVIII в. в необычайно выигрышное положение. Они оживляют прекрасные видовые перспективы берегов Волги и Которосли, создавая непрерывную цепь зрительно связанных между собой ансамблей. Даже беглое знакомство с городскими достопримечательностями оставляет неизгладимое впечатление. Под темными сводами крепостных ворот, у стен изукрашенных храмов теряется чувство времени, явственно ощущается дыхание древней, но вечно живой почти тысячелетней истории Ярославля.
Над городом проносились войны, пылали пожары, неоднократно менялся облик его улиц и площадей. Но из поколения в поколение оставалось неизменным значение Ярославля как одной из величайших сокровищниц древнерусского искусства.К нашему времени ряд древнейших сооружений Ярославля как бы пережил второе рождение. Это прежде всего ансамбль Спасского монастыря, так называемый дом Иванова и Митрополичьи палаты на Стрелке, многие посадские храмы. Их восстановление позволило создать в Ярославле историко-архитектурный музей-заповедник и открыть для экскурсантов интерьеры многих прекрасных памятников. В драгоценном ожерелье древнерусских городов, опоясавших Москву, Ярославль сияет особенно ярким, немеркнущим светом. Неповторимый облик этого города во многом определяют дошедшие до наших дней прекрасные памятники прошлого.
Суздаль
относится к числу двадцати пяти самых древних и значительных русских городов. Об этом говорит и название города, которое, как считают сторонники славянского его происхождения, произошло от слова "создать".Это один из красивейших российских городов. Насчитывает около 1000 лет славной самобытной истории. По обилию памятников древнерусского искусства и сохранности своего старого внешнего облика Суздаль не знает себе равных и с полным правом считается городом-музеем.Первое упоминание о Суздале относится к 1024 году.
Возник он на основе древнейшего земледельческого и торгово-ремесленного поселения. Есть все основания полагать, что первые поселения появились здесь не позднее IX века. Вещественные материалы, найденные во время раскопок в окрестностях Суздаля, позволяют сделать вывод, что древнее поселение не было захолустным. Оно имело разветвленные торговые связи с далекими государствами Севера и Средней Азии. В курганах были найдены древние монеты, чеканенные в Самарканде, Бухаре, Германии.
В начале XI века Суздаль и его окрестности входили в состав Киевского государства.О городе можно встретить ряд упоминаний в летописях. Первое из них рассказывает о том, что в Суздале в 1024 году вспыхнуло восстание смердов, для подавления которого вынужден был приехать сюда из Новгорода князь Ярослав. В последующие годы Суздаль стал вотчиной князей Всеволода, Владимира Мономаха. Затем во время междоусобной борьбы в 1096 году князей Олега Черниговского и Мстислава Новгородского Суздаль подвергся сожжению. В 1107 году полчища болгар разграбили его окрестности, а суздальцы отсиделись в укрепленном городе.
Киевский князь Владимир Мономах уделял большое внимание усилению и укреплению города.Постепенно Суздаль приобретает роль стольного города Ростово-Суздальского княжества. Первый князь Ростово-Суздальской земли, сын Мономаха Юрий Долгорукий, жил больше в Суздале, чем в Ростове. Во время Юрия княжество становится обширным. Границы его простираются до Белого озера на севере, до Волги - на востоке, до Муромской земли - на юге и до Смоленщины - на западе. Политическое значение Суздаля в эти годы сильно возрастает. С приходом к власти сына Юрия - князя Андрея - Суздаль начинает утрачивать свое первенство, так как князь все внимание устремляет укреплению новой столицы - Владимира.
Суздаль входит в состав Владимирского княжества. Однако, несмотря на это, в Суздале ведутся большие строительные работы, возникают Козмо-демьянский и Ризоположенский монастыри.Музей деревянного зодчества и крестьянского бытаМузей деревянного зодчества раскинулся на правом высоком берегу реки Каменки. В старину на этом месте стоял Дмитриевский монастырь, основанный в XI в. монахом Киево-Печерской лавры Ефремом. Ансамбль музея под открытым небом составили привезенные сюда из разных мест Владимирской области наиболее интересные деревянные постройки XVIII-XIX в.в. Здесь есть церкви, жилые дома, колодец, хозяйственные постройки - целое село. Начало музею положила Пребраженская церковь 1756 г. из села Козлятьева Кольчугинского района. Потом к ней добавили Воскресенскую церковь 1776 г. с колокольней из села Потакино Камешковского района. Образовался ансамбль, характерный для Суздаля - две церкви (летная и зимняя) с колокольней. Строили церкви из сосны, не применяя железных гвоздей. Купола покрывали серебристым осиновым лемехом. Единственный инструмент, которым пользовались крестьяне, был топор. Им не только рубили деревья, но выполняли самую затейливую и мелкую резьбу. Не зря раньше говорили, что крестьянин топором может даже часы починить.
Так появился в музее дом зажиточного крестьянина и дом крестьянина-середняка с их атрибутами и обстановкой, колодец с подъемным механизмом, мельницы, амбары и, конечно, храмы - Преображенская (1756 г.) и Воскресенская церкви (1776 г.). И в каждом памятнике - от храма до резного ковша и солонки - воплощен вековой опыт народа, его представление о практичности и красоте.КремльСобор, стоящий посреди кремля, был построен в 12 веке. Однако позже он перестраивался, и мы можем его видеть таким, каким он был, начиная с 1530 года, когда по приказу Московского царя Василия III, собор восстановили после набега казанского хана. Собор также известен своими "Златыми вратами". Створки ворот разделены на квадраты, в каждом из которых представлены сюжетные картинки. Возраст ворот около 700 лет. В свое время они были богато инкрустированы золотом. Стены собора украшены декоративным колоннами и резьбой по камню. Очень древним является вал суздальского Кремля. Он построен по приказу великого киевского князя Владимира Мономаха, отца первого самостоятельного князя Северо-востока Юрия Долгорукого. Вал этот старше многих известных русских городов, в т. ч. Москвы. Когда-то вал служил основанием мощным деревянным стенам с башнями и тремя воротами. С трех сторон город окружает река Каменка, когда-то судоходная. А здесь был вырыт глубокий ров, его заполняла вода, а в город можно было попасть через подъемный мост. Таким был Кремль (т.е. крепость) до XVIII в., когда деревянная крепость сгорела, верхушка вала была срыта, ров засыпан. Сегодня на территории кремля располагается музей, который занимает несколько помещений, в том числе Архиерейские палаты - резиденция духовного руководства. Спасо-Евфимьев монастырьВ 1352 году к северу от центра города на высоком берегу Каменки был основан мужской Спасо-Евфимьев монастырь. Сделано это было по приказу Суздальско-Нижегородского князя Константина. Монастырь задумывался как крепость и был первоначально обнесен деревянной стеной (разрушена поляками). Мощные укрепления имеют 12 башен построенных с учетом возможностей появившейся в то время артиллерии. Когда значение монастыря как крепости потеряло смысл, ему нашли новое применение - он стал тюрьмой. К арестантам применялись самые бесчеловечные наказания, и место это стало пользоваться дурной славой. В 1905 году тюрьму упразднили.У стен монастыря похоронен князь Пожарский. Похороны его состоялись в 1642 году, а надгробие, которое установлено на могиле, было сооружено в 1974. Весь комплекс сооружений монастыря находится в отличном состоянии. За стенами прячутся Спасо-Преображенский храм, шатровая Успенская церковь (1525), монастырские хозяйственные и жилые постройки, звонница. В наше время звонница полностью восстановлена, и на ней опять висят колокола.
Владимир
В 1108 г. князь Владимир Мономах построил мощную крепость, защищенную с юга крутыми берегами реки Клязьмы, с севера - речкой Лыбедью, с востока и запада - глубокими оврагами. Новая крепость была названа в честь основателя - Владимир.
Наследник Мономаха - князь Юрий Долгорукий, занятый борьбой за киевский престол, поначалу мало внимания уделял северной вотчине, но, осознав тщетность борьбы на юге и оценив по достоинству преимущества северных земель, их богатейшие природные ресурсы, князь Юрий Долгорукий развернул строительство новых крепостей в Суздальской земле. Им были основаны города: Москва, Переславль-Залесский, Кидекша, Дмитров, Юрьев-Польский, Звенигород. Во Владимире князь отстроил новый княжеский двор с церковью во имя своего небесного покровителя Георгия (1157 г.).Стремительный рост города определил его превращение в столицу княжества. Сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский перенес столицу из Киева во Владимир. В 1158-1165 гг. в новой столице развернулось грандиозное строительство. Расширяется оборонительное кольцо, новые крепостные валы опоясывают город, на гребне валов появляются деревянные стены с проездными воротами. Дело князя Андрея продолжил его брат Всеволод III Большое Гнездо, прозванный так из-за многочисленного потомства.
В 1238 г. город был разорен и сожжен татарами. Подняться до былой высоты Владимир уже не сумел. В XIV веке Владимир вошел в состав Великого княжества Московского. Бывшая столица стала рядовым городом Московского государства, городом воспоминаний и святынь.Золотые ворота - редчайший памятник военно-оборонительной архитектуры. Они были построены в 1164 г. От древнего здания сохранились лишь две мощные белокаменные стены.
Впервые здание пострадало в 1238г., когда город осадили татары. В XV веке надвратную церковь реконструировали. Новые повреждения здание получило во время военных действий начала XVII века. Починка и восстановление Золотых ворот были произведены в конце столетия. И, наконец, в 1785г. здание претерпело последние переделки. Земляные валы, примыкавшие к стенам ворот, были снесены, свод здания переложен, возведена новая кирпичная церковь.
Сегодня в здании расположена одна из экспозиций Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Успенский собор - прекрасный образец русской архитектуры XII века. Это была крупнейшая постройка новой столицы. Собор стоит на вершине высокого холма, господствуя над панорамой Владимира
Он был заложен в 1158 г. одновременно с началом строительства оборонительного кольца вокруг города. Для возведения собора "Бог привел мастеров из всех земель", в том числе из западных стран.
В 1185 г. собор пострадал во время сильного пожара. Восстановить в прежнем виде Успенский собор не удалось. Поэтому храм окружили галереями, по углам которых поставили четыре главы. Перестройка завершилась в 1189г. Но в 1238 г. татары, захватив город, подожгли собор, в котором укрылись многие горожане, в том числе княжеская семья. Собор пострадал от пожара, но не разрушился. Хотя на этом его злоключения не закончились. Храм еще неоднократно горел и был разорен. Крайне обветшавший к XVIII веку, он имел множество серьезных повреждений. Его починили, внеся значительные изменения в древний облик. И только реставрация 1888-1891 гг. вернула Успенскому собору первоначальный вид.
Владимирская икона Богоматери
В древнем Успенском соборе в числе немногих икон находилась икона Богоматери, известная как "Богоматерь Владимирская". Эта икона была написана евангелистом Лукой на доске от стола, принадлежавшего Святому Семейству. В V веке из Иерусалима икона попала в Константинополь. В XII веке Лука Хрисоверг - константинопольский патриарх - передал ее в дар великому князю Юрию Долгорукому. Сын Юрия Долгорукого князь Андрей получил от отца в 1155 г. в удельное владение Вышгород Киевский. Там в женском монастыре была помещена икона. Но чудесным образом икона покинула свое место и повисла в воздухе. После того, как явление повторилось, князь Андрей истолковал это таким образом, что икона желает быть помещенной в другом храме. Он отвез ее во Владимир - новую столицу Руси. Икону поместили в Успенский собор. Как известно, в 1185г. храм сгорел, но икона осталась невредима. После разорения Владимира татарами и нового пожара в соборе икона вновь не пострадала. В 1395г., в период нашествия Тамерлана, икону временно перевезли в Москву.
В память о чудесном избавлении от захватчиков на Кучковом поле в Москве построили Сретенский монастырь. Окончательно икону перенесли в Москву в 1408г. С Владимирской иконой Божией Матери связано много чудес. Икону почитали как покровительницу Русской земли. Наиболее интересное творение эпохи Всеволода Большое Гнездо - Дмитриевский собор, посвященный святому воину Дмитрию Солунскому. Собор был заложен в 1194г. По сравнению с Успенским Дмитриевский собор невелик, но очень изящен и торжествен. Стены собора покрыты скульптурными украшениями, отчего храм кажется ажурным. Впервые в русском зодчестве встречается такая обильная скульптурная декорация.
На каждом фасаде центром композиции является царь Соломон. Вокруг него группируются изображения растений, зверей, птиц, грифонов. В соборе сохранилась часть росписей XII века, в том числе фрагменты композиции "Страшный суд". Хрусталь, лаковая миниатюра, вышивка.
Экспозиция открыта в Троицкой старообрядческой церкви, расположенной напротив белокаменных Золотых ворот XII в. В этой замечательной церкви находится музей декоративно-прикладного искусства, где представлены наиболее интересные промыслы владимирского края - гусевский хрусталь, мстерская лаковая миниатюра и вышивка.
Изделия современных мастеров перекликаются то со старинными работами, то контрастируют своими формами, цветом, способами обработки. Постоянно звучащая музыка Баха, Равеля, Дебюсси, Вивальди настраивает посетителей на определенный лад.
Углич
древнейший русский город на Волге. Местные летописи сообщают, что город основал в 937 году Ян Плескович, родственник княгини Ольги Киевской, посланный на Верхнюю Волгу "ради сбора дани". Археологические раскопки подтвердили, что эти места обжиты людьми много тысяч лет назад. Древнейшая стоянка первобытного человека близ села Золоторучье относится к периоду палеолита. Крупный клад арабских серебряных монет VII-IX веков был найден на заволжской стороне Углича в 1879 году. В X веке на месте угличского кремля возникло дружинное варяжское поселение, положившее начало городу. В 1148 году город впервые упомянут в общерусских летописях под названием "Углече-поле". В XIII веке он становится столицей небольшого княжества, земли которого раскинулись по левобережью Волги в сторону владений Твери и Великого Новгорода. В 1238 году город занят татарскими войсками. Около 1326 года Угличское княжество стало уделом Московского княжения. В XV столетии город - один из значительных политических, экономических и культурных центров Русского государства. Здесь чеканили свою монету, вели летописание, переписывали и оформляли книги. Князь Андрей Большой (1462-1491) вел каменное строительство в кремле и окрестных монастырях. 15 мая 1591 года в северо-восточном углу Угличского кремля, при загадочных обстоятельствах погиб последний отпрыск династии Рюриковичей - царевич Димитрий. Это событие имело роковое и трагическое значение для России. Оно стало прелюдией "смутного времени" - кровавой эпохи гражданских войн, самозванцев, интервенции и разорения страны. Углич подвергся страшному разгрому в 1610-1611 годах, и только со второй половины XVII столетия в городе вновь развернулось строительство каменных храмов. В правление Екатерины II город стал центром уезда. В 1784 году утверждается Регулярный план его застройки, по которому взамен свободно разбегавшимся от крепости извилистым улицам, прокладывались прямые магистрали, формировались прямоугольные кварталы. Кремль - историческое и градостроительное ядро древнего города. Его укрепления не сохранились, но и в наше время живописная группа памятников различных эпох является композиционным центром волжского фасада Углича. Древнейшая постройка кремлевского ансамбля Палата дворца угличских удельных князей - часть обширного дворцового комплекса, воздвигнутого князем Андреем Большим в 80-е годы XV века. Это одна из самых старых жилых построек в России. Нарядный декор фронтона и крыльцо в формах XVII века восстановлены во время реставрации 1892 года. Церковь царевича Димитрия "на крови" (1692 г.) воздвигнута на месте гибели восьмилетнего царевича. Это памятник московской школы архитектуры, обильно украшенный, как и все постройки этого времени. Красный цвет стен оттеняет сочные белые детали декора и напоминает о происшедшем здесь событии. Западную стену высокой храмовой части занимает большая композиция на тему угличских событий 15 мая 1591 года. Здесь же представлен ссыльный колокол, возвестивший горожанам о гибели царевича, и отбывший трехсотлетнюю ссылку в Сибири. В иконостасе, установленном в 1867 году, замечательная икона Богоматери Смоленской - вклад царя Михаила Федоровича в первую деревянную церковь в 1630 году. Редкая подписная икона "Спас Вседержитель" выполнена в Оружейной палате в 1696 году. В характере ее письма очевидно влияние Симона Ушакова - живописца новой эпохи. Спасо-Преображенский собор - это крупнейшее здание кремлевского ансамбля, построено в 1713 году на месте древних соборов. Его интерьер расписан в 1810-1811 гг. известным на Верхней Волге мастером-академистом Тимофеем Медведевым. На стенах и сводах 59 композиций на сюжеты Нового Завета. Они являются копиями работ европейских мастеров эпохи Возрождения и Барокко. Грандиозный шестиярусный иконостас, установленный в 1860 году, включает иконы XVII-XIX веков, большинство из которых выполнены московскими иконописцами. Иконы Спасителя и Богоматери в местном ряду по сторонам Царских врат - произведения "украинского барокко" XVII века.
Соборная колокольня построена в 1730 году в формах "нарышкинского" барокко. Она является доминантой кремлевского ансамбля и всей волжской панорамы города. Здание бывшей Городской думы (1815) и Богоявленский собор (1827) - памятники эпохи классицизма, имеют колонные портики и сдержанное пластическое оформление стен.
Ростов Великий
Первое упоминание в 862 в "Повести временных лет". В 988 в Ростове княжил Ярослав Мудрый. При князе Константине Всеволодовиче (1186-1219) город пережил особый расцвет политической и культурной жизни. Один из центров Ростово-Суздальской земли. С 1207 столица Ростовского княжества. С 12 по 17 в. - Ростов Великий.Ростовский кремль - один из красивейших на русской земле. Со стороны озера Неро ростовская крепость с белокаменными башнями и стенами, из-за которых виднеются маковки церквей, выглядит подобно чудесному, сказочному городу. Не случайно здесь производились съемки таких фильмов, как "Садко", "Сказка о царе Салтане". Однако белокаменная крепость в центре Ростова Великого имеет довольно позднее происхождение и скорее декоративное, чем военное, предназначение. А в первые века своего существования старинный город на северо-востоке Руси был защищен другими оборонительными сооружениями, которые до наших дней не сохранились. Предыстория Ростова начинается еще до того, как в районе озера Неро поселились славяне, пришедшие в X-XI веках с северо-запада. Предшественником теперешнего Ростова многие исследователи считают так называемое Сарское городище, существовавшее еще во времена варягов. Земляное укрепление, известное под наименованием Сарского городища, находится на мысу на реке Саре, впадающей в озеро Неро. Оно принадлежало еще дославянскому, финно-угорскому населению (мерянам). Остатки укреплений указанного городища представляют собой четыре вала, расположенных на вершине холма и разделяющих на три части это поселение. В X веке рядом с укрепленным пунктом находился посад. Поблизости было расположено языческое святилище "скотьего бога" Велеса. О ведении торговли с восточными странами свидетельствуют находки на территории городища арабских монет.
Но история Сарского поселения не завершается временами языческой древности. Существует предположение о том, что в этом районе находился в XIII веке городок богатырей, упоминаемый в одном из поздних летописных сводов. Согласно данным этого источника, ростовский удалец Александр Попович, служивший князю Константину Всеволодовичу, во время происходивших на Руси междоусобных войн много досаждал другому князю, Георгию Всеволодовичу. Когда же Константин умер, а Георгий вступил на великокняжеский престол, витязь стал опасаться мести со стороны нового великого князя. И тогда Александр вместе с другими богатырями (которые собрались по его призыву) обосновался в устроенном им городке, впоследствии запустевшем. Там жили витязи до тех пор, пока не отправились служить киевскому князю Мстиславу Романовичу (вместе с которым они встретили в 1223 году гибель на реке Калке). Что касается самого города Ростова, то его древний центр находился приблизительно на том месте, где сейчас стоят Успенский собор и крепость митрополии. Здесь уже в 911 году была сооружена первая деревянная церковь. Впрочем, христианство распространялось в этом отдаленном от столицы крае медленно, и в 1071 году местные язычники даже убили первого ростовского епископа, Леонтия (впоследствии он был причислен к лику святых). Ко времени татарского нашествия город имел каменный собор, княжеский двор с палатами и церковью, епископский двор и несколько монастырей, среди которых был и Григорьевский затвор, где уже в начале XIII в. возникла школа иконописания и было учреждено духовное училище. В 1474г. Ростовское княжество было присоединено к Москве. К XVI в. из всего своего былого величия Ростов сохранил значение крупного торгового центра, т.к. через город проходил важный торговый путь на север из Москвы в Архангельск, и одного из крупнейших епархиальных центров Руси. В 1589 г. в Ростове учреждена Митрополия. В этот период в Ростове начинается интенсивное каменное строительство, складываются архитектурные ансамбли, дошедшие до наших дней. Во второй половине XVII в. при митрополите Ионе III Сысоевиче, крупнейшем церковном и государственном деятеле своей эпохи, сооружается Архиерейский двор, в XIX в. получивший название Ростовский кремль.
Ансамбль Ростовского Кремля со стенами и башнями (1670-83) включает в себя постройки надвратные церкви Воскресения Христова (1670), Иоанна Богослова (1683), церковь Спаса на Сенях (1675), Одигитрии (1692-93), двухэтажные "Красная палата" (1670-е) и "Белая палата" (около 1675), а также "Княжьи терема" (16-17 вв.), трехэтажный Самуилов корпус (17 в.), Иерархский корпус (17 в.), вдоль крепостных стен сгруппированы административные и хозяйственные постройки.Многое из того, что и сегодня восхищает нас в Ростове, связано с именем Ионы Сысоевича. Это не только архитектурный ансамбль Ростовского кремля, но и знаменитая звонница Успенского собора, которая была построена по повелению владыки в 1682-1687 г.г. Всего на звоннице 15 колоколов. Среди них самый большой - Сысой, весом 32 тонны. Звоны колоколов ростовской звонницы слышны в радиусе двадцати километров. Переславль-ЗалесскийУ Плещеева озера, в ста километрах от Москвы раскинулся Переславль-Залесский. Издавна селились люди вокруг озера, плескавшего волны даже при небольшом ветре. Здесь в 1152 г. на пересечении торговых путей князь Юрий Долгорукий основал новый город. Переславль некогда был богат и знаменит. Само название города переводится с древнерусского как "перенявший славу". Самым известным переславским князем был Александр Невский, родившийся в городе и ушедший затем княжить в Новгород. Переславцы не забыли имя великого полководца. На Красной площади князю Александру Невскому благодарные земляки установили памятник. После присоединения в 1302 году к Московскому княжеству Переславль видел почти всех великих князей и царей. В эпоху правления Ивана Грозного Переславль стал оплотом опричнины. Царь, собираясь перенести столицу из Москвы в Вологду, рассматривал Переславль как стратегический пункт, стоявший близ дороги, ведущей на Вологду. Никитский монастырь в 1561-1564 гг. был превращен в неприступную крепость. В начале XVII века Переславль-Залесский был захвачен польско-литовскими интервентами, которых в 1609 г. войска Скопина-Шуйского выбили из города. Вместе с ополчением Минина и Пожарского переславцы приняли участие в освобождении Москвы. Конец века был ознаменован для Переславля небывалым оживлением. В 1688 г. Петр I начал строить на Плещеевом озере "потешную флотилию", положившую начало русскому флоту. Со всей страны стали съезжаться сюда плотники, кузнецы, лесорубы, резчики, оказавшие влияние на развитие ремесел в городе. Современный Переславль, несмотря на целый ряд крупных промышленных предприятий, остается заповедным местом. Город пленяет каждого каким-то особенным уютом, спокойствием узких улочек, тихим течением Трубежа, перевернутыми лодками возле аккуратных домиков, расположившихся по обе стороны улицы-реки. В связи с развитием туризма Переславль стал одним из самых привлекательных мест на "Золотом кольце". А отдых здесь - на любой вкус! Обилие впечатлений, полученных после осмотра достопримечательностей города, сосновый бор и охота, озеро и рыбалка. А если надоела мирская суета - четыре действующих монастыря, ансамбли которых созданы в XIV-XVII вв. От древнего города, строительство которого завершил сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский, сохранились только земляные валы и Спасо-Преображенский собор (1157). Старейшее сооружение Северо-восточной Руси, один из ранних образцов Владимиро-Суздальского зодчества. Храм предельно прост и скромен, но сколько в нем силы и мощи! Он поражает своей суровостью и неприступностью. Внутреннее убранство храма, к сожалению, утрачено. Но отдельные фрагменты росписи, иконы, церковная утварь находятся в крупнейших московских музеях. В соборе похоронены сын и внук Александра Невского. На площади перед храмом сооружен памятник полководцу. Никита Столпник, Никитский монастырь
Никитский монастырь
стал известен благодаря местному святому Никите Столпнику. Никита в ту пору пользовался дурной славой. Пьяница, развратник и мздоимец, он нажил огромное состояние, будучи сборщиком податей. Узнав о народном и княжеском гневе, Никита ушел в монастырь. Существует легенда, что перед постригом Никита простоял несколько дней в болоте, облепленный комарами, пожил в землянке на хлебе и воде. И лишь после такого "очищения" был принят в монастырь. Никита погиб от рук разъяренного народа. По другой же версии его убили родственники князя. Уже в монастыре Никита получил свыше дар врачевания. Когда черниговский князь приехал в Переславль, чтобы искать исцеления у святого Никиты, угодник Божий не вышел к князю, но передал ему посох. Прикоснувшись к посоху, князь исцелился.
|