Как видно из трех таблиц, наиболее привлекательными для респондентов-экспертов являются урбанистические ландшафты Западной (в особенности романской)
Европы. При этом представляется очевидным, что респонденты оценивали не только архитектурную, но и социокультурную среду различных городов, регионов и стран.
Наиболее высокие оценки получили итальянские города, внесшие наибольший вклад в мировую культуру в древности, в эпоху Возрождения и позже: Венеция, Рим и Флоренция. Именно эти, находившиеся в остром культурном соперничестве города, были колыбелью итальянского Ренессанса (послужившего в свою очередь истоком всей европейской культуры Нового времени), культурная уникальность которого была неразрывно связана с итальянским полицентризмом.
В резком контрасте с итальянским полицентризмом находится "аксиологический рельеф"
Франции. Париж - "столица мира", крупнейший центр мировой политики Нового времени, а также науки, литературы, живописи, доминирует над всеми другими городами
Франции (и мира!) с огромным отрывом. Если "незаходящим солнцем" отечественного урбанизма россияне считают Санкт-Петербург, то "в мировом масштабе" это, конечно, Париж. Нечто похожее в несколько смягченном виде свойственно и "аксиологическому рельефу"
Великобритании, в которой безоговорочно доминирует Лондон. В обеих странах мы видим наследие ранней и длительной политической и культурной централизации.
Совсем иначе выглядит "аксиологический рельеф"
Германии, в территориально-политическом устройстве и в культуре которой до сих пор сохраняется наследие многовековой раздробленности и позднего (как и в
Италии) объединения в одно государство. "Аксиологический рельеф"
Германии в отличие и от
Италии, с одной стороны, и от
Франции и
Великобритании - с другой, имеет лишь "слегка холмистый" характер. Для него характерно отсутствие резких перепадов в суммарных оценках урбанистических ландшафтов разных земель. Другой существенной особенностью
Германии является сравнительно невысокая оценка респондентами эстетической привлекательности ее столицы
Берлина, воспроизводящая давно сложившуюся и в европейской, и в российской культуре традицию.
В
Испании мы видим нечто похожее. Ее столица Мадрид также не оценивается респондентами как самый красивый город страны. Наивысшие оценки ее урбанистически-средовых образцов как бы стянуты к краям. На северо-востоке это Каталония с прославленной творениями Антонио Гауди
Барселоной, а на юге - Андалусия с Гранадой, Севильей и Кордовой, сами названия которых издавна символизируют для иностранцев испанскую экзотику, то, что сами испанцы иронически называют "эспаньолядой".
Некоторое сходство и с испанским, и с германским имеет "аксиологический рельеф" Польши, где в фокусе эстетических симпатий респондентов оказались средневековая столица Польши Краков и старинный Торунь (родина Коперника), а не нынешняя столица страны Варшава. Хочется особо выделить группу сравнительно небольших европейских стран, славящихся необыкновенной красотой своих столиц (бывших в разное время и столицами имперскими):
Чехию с
Прагой,
Австрию с Веной и
Венгрию с Будапештом.
В то же время представляется очевидным отторжение респондентами урбанистических ландшафтов, которые воспринимаются как антиподы европеизма. И это относится опять-таки как к их архитектурным, так и к социокультурным характеристикам. Так, например, на территории мусульманских стран (
Турции,
Египта,
Индонезии, Алжира,
Иордании,
Сирии) респонденты называли красивыми прежде всего объекты, которые связаны с эпохами, предшествовавшими тем, когда эти страны стали исламскими.
То же самое относится к странам центральноазиатского и дальневосточного культурно-исторических регионов. Если "затерянные в глубинах
Азии" Мандал-Гоби и Улан-Батор в Монголии так же, как и Урумчи в Синьцзян-Уйгурском автономном районе
Китая, символизируют в глазах респондентов культурную отсталость, бедность и антисанитарию, то Пхеньян столь же очевидно символизирует северокорейский заповедник тоталитаризма.
Все это свидетельствует о самоидентификации респондентов именно с европейской культурой. Кроме того, это лишний раз свидетельствует о том, что модное в определенных политико-идеологических кругах евразийство вряд ли имеет шансы на успех в среде гуманитарной интеллигенции.
Парадоксальным проявлением обнаружившегося в ходе опросов эстетически-средового европоцентризма представляется заметное отторжение респондентов-экспертов от урбанистически-средовых ландшафтов США. Американской культуре принято приписывать такие свойства, как всепроникающие меркантильность, практицизм и утилитаризм, механистичность, бездуховность "вещественной цивилизации", и т. д. Все это нисколько не противоречит тому, что и на самом деле по своим визуально-эстетическим характеристикам и отсутствию культурно-исторической ауры многие города США (особенно провинциальные) действительно, на взгляд европейца (а здесь, как уже отмечалось, мы - европейцы), сильно уступают европейским городам с их визуальным своеобразием и богатством, вызываемых их обликом культурно-исторических ассоциаций. Думается, что это объясняет парадоксальное соседство в "черной" десятке. Хьюстона, Атланты и Канзас-Сити с Пхеньяном, Мандал-Гоби, Улан-Батором и Урумчи.
Владимир Познер, журналист, телеведущий:
Пожалуй, я начну с Парижа. Ему более двух тысяч лет, но когда смотришь на городскую архитектуру, то создается впечатление, что его строил один архитектор. Все здания удивительно дополняют друг друга, не вступая в противоречия. Еще бы я назвал Флоренцию и Лукку - средневековый итальянский город, который сумел сохранить все свои древние постройки, хотя начинка у этих домов конечно же современная. В этот список я бы также включил Рим и Лондон. Особо хочу сказать о центральной части Нью-Йорка - Манхэттене, который, как правило, либо принимают с восторгом, либо, напротив, отвергают. Я отношусь к тем, кто испытывает первое чувство. Эстетика Нью-Йорка - это конечно же небоскребы, обилие стекла и металла, которые как-то органично уживаются с т.н. таун-хаусами - домами, построенными в начале ХХ века.
Андрей Макаревич, певец, композитор:
Для меня это, как правило, те города, где есть единое архитектурное решение. Те города, которые сформировались если не единовременно, то хотя бы в одну эпоху. И в этом плане, например, Питер гораздо привлекательнее, чем Москва. Но в то же время, когда я вижу грязные витрины Питера и чистые витрины Москвы, то Москва мне симпатичнее.
То есть тут есть две составляющие. Одна - это художественное наполнение городского ландшафта. А вторая - это то, в каком состоянии находится город. Причем если развалины Рима даже в относительно новой его части выглядят эстетически безупречно, то развалины Питера выглядит как-то запущенно и не отремонтированно.
Изумительной красоты Венеция и Флоренция. Смог ли бы я там жить? Не знаю, жить в музее тяжело. Посещать иногда - замечательно.
Марина Москвина, писатель:
В моих отношениях с городами речь не идет об эстетике. А только о любви. Как Москвина, родившаяся в центре Москвы, в Большом Гнездниковском переулке, и до 7 лет наблюдавшая город с крыши своего дома, я скажу, что Москва мной навеки любима, как бы ни меняла она свой вид и содержание! Другое дело, что мне посчастливилось увидеть Иерусалим, по которому водила меня Дина Рубина, Иерусалим "под знаком карнавала", где я помню большой плакат над улицей Иоэль Соломон: "Добро пожаловать, Мессия!"
Но сейчас моя душа в Катманду. Я заканчиваю повесть "Дорога на Аннапурну", в
Непал, в Высокие Гималаи. Где меня встретили Будды всех видов и мастей - причем каждый с той неповторимой блаженной улыбкой, которую мне - со своей придурковатой, - боюсь, никогда не постичь, как я ни разгуливай по
Непалу и как ни увлекайся буддийской и дзэн-буддийской литературой.
Шкала 10 самых эстетически привлекательных СТРАН "дальнего зарубежья" (с учетом оценок их регионов, городов, малых поселений, зданий, сооружений и архитектурных ансамблей) (по мнению 63 респондентов-экспертов в 2000-2004 гг.)
Ранг Страны Средний балл
1
Италия +292
2
Франция +222
3
Германия +95
4
Чехия +94
5
Великобритания +67
6
Испания +67
7
Австрия +33
8
Греция +28
9 Польша +26
10
Венгрия +21
Шкала 10 самых эстетически привлекательных ГОРОДОВ стран "дальнего зарубежья" (с учетом оценок зданий, сооружений и архитектурных ансамблей) (по мнению 63 респондентов-экспертов в 2000-2004 гг.)
Ранг Города Средний балл
1 Париж (
Франция) +126
2 Венеция (в Венето, в
Италии) +83
3
Прага (в
Чехии) +82
4 Рим (в Лацио, в
Италии) +72
5 Флоренция (в Тоскане, в
Италии) +68
6
Барселона (в Каталонии, в
Испании) +35
7 Лондон (
Великобритания) +30
8 Вена (
Австрия) +25
9 Страсбург (во
Франции) +22
10 Будапешт (в
Венгрии) +21
Шкала 10 самых эстетически НЕпривлекательных ГОРОДОВ стран "дальнего зарубежья" (с учетом оценок зданий, сооружений и архитектурных ансамблей) (по мнению 63 респондентов-экспертов в 2000-2004 гг.)
Ранг Города Средний балл
1 Хьюстон (в Техасе, в США) -6
2 Пхеньян (в КНДР) -4
3 Атланта (в Джорджии, в США) -3
4 Мандал-Гоби (в Монголии) -3
5 Улан-Батор (в Монголии) -3
6 Урумчи (в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, в
Китае) -3
7 Канзас-Сити (в Канзасе, в США) -2
8 Латина (в Лацио, в
Италии) -2
9 Лимасол (на
Кипре) -2
10 Монтеррей (в Нуэво-Леоне, в
Мексике) -2
Юрий Вешнинский, социогеограф-урбанолог,
Российский НИИ культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева
Опубликовано: Известия.Ру