Каджурахо - некогда столица могущественной династии Чанделла, сейчас
это небольшое (по меркам
Индии) местечко с населением около 10000
человек, расположенная в штате Мадья-Прадеш в Центральной
Индии. Здесь
расположен одна из главных достопримечательностей
Индии – тысячелетний
храмовый комплекс.
Храмы
Каджурахо отражают блистательный расцвет художественного
творчества, которому покровительствовали могущественные правители
Чанделла.
Местоположение спасло храмы от мусульманских набегов и привело их в запустение после заката Чанделла в XIII в. Заросшие густым лесом в в течение нескольких столетий, они были вновь «открыты» в 1838 г. англичанином Т. Бертом. По преданиям изначально здесь было 85 храмовых построек, и в ходе раскопок тут отрыты многочисленные руины. Сохранившиеся двадцать пять храмов, признанные ЮНЕСКО мировым наследием, были воздвигнуты в IX-X вв. Сооружения, отражающие искусство и архитектуру Северной
Индии в древности, примечательны грандиозными размерами и удивительно гармоничной композицией, а также замечательно выполненными скульптурами. Здесь свыше 800 изображений богов и богинь, воинов и животных, музыкантов и танцоров, чувственных дев, и, разумеется, знаменитых эротических сцен.
Храмы
Каджурахо можно разделить на три группы.
Наиболее значительные расположены в Западной группе, среди которых особенно впечатляет храм
Канданья Махадев, а также храмы
Лакшман и Вишнаватх, схожие по композиции и скульптурному убранству, но обладающие характерными чертами. Главное навершие (шикхара) храма Канданья Махадев вздымается на высоту 30 м, а более мелкие 84 башенки увеличиваются по высоте постепенно, что порождает иллюзию горы Кайласа, обители Шивы. На первом этаже над террасой на резных фризах изображены ритуальные процессии и божества. Богатое убранство главного зала дополняют резные колонны, консоли в виде нимф, потолки с выступами и балконные окна. Огромные панно с эротическими сценками расположены на фасадах между балконами храма. Считается, что они изображают свадьбу Шивы и Парвати, служат пособием по искусству любви либо прославляют жизнь и творение. Темное внутренне святилище (габхагриха), которое символизирует чрево, содержит лингу – фаллический символ и основной предмет поклонения всех шиваистских храмов. Вход сюда украшен пышной резьбой. Великолепный потолок входного портала и женские фигуры консолей внутри храма Лакшман заслуживают особого внимания. Напротив находится павильон с массивной статуей Варахи, реинкарнации бога Вишну в виде вепря, покрытый резными изображениями божеств. Храм Матангешвар – единственный, где до сих пор проводятся ежедневные службы. Археологический музей возле входа в Западную группу собрал прекрасную коллекцию скульптуры из этого района, в т.ч. пляшущего Ганешу и удивительный фриз с изображением строительства
Каджурахо со сценами вырубки и транспортировки камней.
В расположенной неподалеку Восточной группе примечателен храм Паршванатха с искусной резьбой потолочных подвесок на входном портике. Три великолепные скульптуры изображают апсар – небесных дев, полных очарования и чувственной грации.
Последний этап храмового строительства можно проследить на примере Южной группы. Храм Чатурбхудж известен известен превосходным образом четырехрукого Шивы во внутреннем святилище. Это единственный крупный храм
Каджурахо, где нет эротических скульптур